Три месяца без "Вконтакте": победители и проигравшие от бойкота российских соцсетей


Опубликованно 12.09.2017 07:52

Три месяца без

По данным исследования Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ), месяцев покрытие (ранжирование по среднедневной доля) социальных сетей "Facebook" в Украине сократилась с 68% в мае до 35% в июле, "Одноклассники" и 48% в мае до 22% в июле. Таковы выводы трех месяцев блокировки на Украине российских Интернет-ресурсов, который был введен Указом президента Украины в конце мая 2017 года.

"Российские услуги и социальных сетей, потеряли между 55% и 65% украинской аудитории", - говорит руководитель практики Digital Influence агентства SPN Communications Ukraine Даниэль Лурье.

По его словам, в будущем, эта тенденция будет продолжаться, несмотря на то, что большая часть украинских пользователей научились обходить блокировку. "Кто-то меняет компьютер/телефон и не хочет вернуться к обсуждению параметров обхода блокировок. Кто-то просто отказаться от "Facebook" и "Одноклассники", учитывая, что все Окружение ушел российских сетей. Причины будут разные, но аудитория будет отказаться от российских сетей", — прогнозирует Даниэль Лурье. Кто выиграет

Если уменьшается, где, конечно, то, что приходит. Одним из главных получателей выгоды от закрытия российских соцсетей в Украине стал Facebook. "Аудитория Facebook за последние три месяца выросла существенно, потому что как минимум 45% пользователей "Facebook" и "Одноклассники" уже имеют там счетов. По данным самой сети, в июле ресурс понравится 11 млн. украинцев, по сравнению с примерно 7,5 млн в мае", - отмечает руководитель SMM & Context Department диджитал-агентства Liquid 7 Герман Севальнев.

Эксперты предполагают, что в будущем рост украинской аудитории Facebook будет продолжаться, к концу этого года достигнет 12 миллионов пользователей.

При этой нише социальных сетей — Twitter, Instagram, Linkedin, практически, не почувствовали приток публики в Украине. "Как большинство людей о них не слышал/не был использован, и по-прежнему не использовать", - подчеркивает эксперт.

В то же время, украинская сторона аудитория начала течь в чат. Большего количества пользователей, почувствовали, Facebook Messenger, Telegram и Viber. Последствия для компании

Как и прогнозировалось экспертами ранее, крупные украинские компании практически не пострадали от запрета соцсетей. Так, часть из них, не желая рисковать, просто закрыли свои официальные счета, запрещенные в социальных сетях, а продолжали выполнять свои страницы на других сайтах. "Большой бизнес ничего не потерял, потому, что на фоне страницы в социальных сетях ведутся больше на имидж компании, в отличие от малых и средних предприятий, которая сосредоточена на прямые продажи через социальные сети", - отмечает координатор проекта Киевского государственного Агентства связи/связи с общественностью" Инна Ковальчук.

В частности, перераспределение трафика между социальными сетями крупных предприятий, после указа президента, возросло в пользу Facebook. Это можно наблюдать на примере предприятия Rozetka.ua тот, который раньше был крупнейшим среди украинских компаний группы в "Вконтакте" (более 824 тысяч на момент закрытия, 814 тысяч — в конце августа — Ред.) Таким образом, на момент выхода указа о блокировке социальных сетей около 45% трафика из соцсетей в Rozetka.ua был в "Вконтакте", в то время как в Facebook, только 21,14%. Сейчас соотношение составляет 48,62% и 34,3% в пользу создания Цукерберг. Страницу компании в "Вконтакте", на самом деле не активна, на нее только время от времени появляются призывы подписываться на страницы в других социальных сетях.

Как отмечают эксперты, на данный момент прирост подписчиков страниц крупных брендов в Facebook, даже если наблюдается, тем не менее, о массовой миграции пользователей речь не идет. Таким образом, новые пользователи Facebook не стремятся зарегистрироваться в одной и той же страницы, что были в "Вконтакте". "Они строят свой media в новой обстановке, а для автопроизводителей-это прекрасная возможность для привлечения новых подписчиков, клиентов и потребителей. Люди готовы учитывать новый выбор", - говорит Даниэль Лурье.

Это более трудно для предпринимателей, особенно тех, которые занимались торговлей исключительно через социальные сети. "Первый месяц был провал для малого/среднего бизнеса, который занимается активными продажами через "Вконтакте". Аудитории такого бизнеса, в основном молодые люди в возрасте до 25 лет. Параллельно с этим, предприниматели начали создавать веб-страницы на других сайтах социальных сетей, таких как Facebook/Instagram, но быстро компенсировать убытки очень трудно", - говорит Инна Ковальчук.

Создание аудитории, подобную той, что была в "Вконтакте", на так мало времени, малых и средних предприятий, не удалось. В частности, аудитории, одна из крупнейших групп, подобных "обувь Женская. Сороконожка" в социальных сетях Facebook за последние три месяца выросла с чуть более 400 пользователей около 1,6 тыс., в то время как в "Вконтакте", она в момент закрытия российских соцсетей превысило 170 тысяч

По мнению Инны Ковальчук, сейчас ситуация для предпринимателей улучшилось. "Блокирование российских соцсетей многих заставил меня думать так же, как и использование новых каналов сбыта продукции", - отмечает эксперт.

Таким образом, следует отметить, что за три месяца группа "обувь Женская. Сороконожка" продолжает активно работать в "Вконтакте", нарастив свою аудиторию более 200 тысяч пользователей (в то время, ссылаясь на его странице в Facebook), но был открыт офлайновых точек продаж. И, что рекламодатели?

И какова ситуация с рекламодателями? Как сказал Герман Севальнев, больше всего пострадали рекламодатели, что не провела диверсификацию своей аудитории, и только вперед, только заблокированы социальные сети. Поддерживать же в свои позиции смогли только те марки, которые одновременно обеспечивали свое присутствие в других местах.

В целом, рекламодатели в настоящее время скорее находятся на распутье и активно следят за тем, что будет перенос слушания. "Мы видим, что рекламодатели по-прежнему существует непонимание, как дальше строить отношения с аудиторией в digital-среде. Где мигрирует в этой аудитории? Как работать с новыми платформами? Не каждый мог найти ответы на эти вопросы. Отсюда и массовое увеличение количества украинских рекламодателей в Facebook — это банальный переброс бюджетов "Вконтакте" и "Одноклассники", - говорит Герман Севальнев.

Все это, по мнению эксперта, приведет к увеличению конкуренции за внимание украинцев и, как следствие, стоимость этого контакта. По словам Даниэля Лурье, заметных скачков рекламы ставок не наблюдалось, сейчас идет сезон активной подготовки осенней рекламной кампании. "И это предсказуемо приведет к росту цен, рекламных, социальных и рекламных сетей. Но это происходит каждый год, никаких сюрпризов не будет", - добавляет Даниэль Лурье.



Категория: Мобильные Технологии